Caius asinus est!
читать дальшеАдве́нт (от лат. adventus — приход) — в Католической Церкви и у некоторой части протестантов время, предшествующее празднику Рождества Христова.
Адвент продолжается от трёх до четырёх недель в зависимости от даты Рождества. Он обязательно должен включать в себя четыре воскресенья — когда Рождество выпадает на воскресенье, Адвент длится ровно четыре недели; когда Рождество празднуется в понедельник, Адвент длится три недели.
Каждое из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
Одной из наиболее известных западноевропейских традиций, касающихся Адвента, является «венок Адвента» — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи, зажигающиеся по очереди в четыре воскресенья Адвента. Такими венками украшаются как церкви, так и дома католиков. Ещё одна известная традиция — календарь Адвента для детей, разделённый на квадраты по числу дней Адвента, где за каждым листочком с датой спрятано лакомство.
в православии:
Рожде́ственский пост — православный сорокадневный пост, установленный в честь Рождества Христова. Он начинается 28 ноября (по новому стилю) и продолжается до праздника Рождества Христова 7 января (нов. ст.)
Две последние Недели (воскресенья) пред Рождеством Христовым — Неделя святых пра́отец и Неделя святых отец — посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков и предков Иисуса Христа по плоти соответственно. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Христа.
Рождественский сочельник (На́вечерие Рождества Христова) - 6 января у православных, 24 декабря у католиков.
По православной традиции, в сочельник, последний день 40-дневного рождественского поста, нельзя ничего употреблять в пищу до появления первой звезды на вечернем небе (в знак воспоминания о звезде Вифлеемской). Разговляться принято сочивом или кутьей.
Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»)
Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения).
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Большинство Церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю. (25 декабря)
Некоторые православные — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Иерусалимская, Русская и Сербская Церкви, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним — 6 января.
Свя́тки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).
В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
Празднование Рождества продолжается восемь дней с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря - Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней Октавы Рождества, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января)
Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши») на котором вспомналась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.
Обрезание Господне - 14 января у православных, 1 января у католиков
На восьмой день после cвоего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).
Богоявленский сочельник - 18 января у православных, 5 января у католиков.
Сре́тение Госпо́дне (встреча) — один из двунадесятых праздников православной церкви, также празднуется католиками. Отмечается 2 февраля католиками (15 православными) - встреча в храме старца Симеона и младенца Иисуса, принесенного туда на сороковой день после рождения по закону Моисееву
календарь
Адвент продолжается от трёх до четырёх недель в зависимости от даты Рождества. Он обязательно должен включать в себя четыре воскресенья — когда Рождество выпадает на воскресенье, Адвент длится ровно четыре недели; когда Рождество празднуется в понедельник, Адвент длится три недели.
Каждое из четырёх воскресений Адвента имеет определённую тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времён; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвёртое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
Одной из наиболее известных западноевропейских традиций, касающихся Адвента, является «венок Адвента» — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи, зажигающиеся по очереди в четыре воскресенья Адвента. Такими венками украшаются как церкви, так и дома католиков. Ещё одна известная традиция — календарь Адвента для детей, разделённый на квадраты по числу дней Адвента, где за каждым листочком с датой спрятано лакомство.
в православии:
Рожде́ственский пост — православный сорокадневный пост, установленный в честь Рождества Христова. Он начинается 28 ноября (по новому стилю) и продолжается до праздника Рождества Христова 7 января (нов. ст.)
Две последние Недели (воскресенья) пред Рождеством Христовым — Неделя святых пра́отец и Неделя святых отец — посвящены памяти всех ветхозаветных праведников и пророков и предков Иисуса Христа по плоти соответственно. Этим Церковь воспоминает жизнь человечества до пришествия в мир Христа.
Рождественский сочельник (На́вечерие Рождества Христова) - 6 января у православных, 24 декабря у католиков.
По православной традиции, в сочельник, последний день 40-дневного рождественского поста, нельзя ничего употреблять в пищу до появления первой звезды на вечернем небе (в знак воспоминания о звезде Вифлеемской). Разговляться принято сочивом или кутьей.
Запись в Хронографе 354 г. имеет вид: Hos cons. dominus Iesus Christus natus est VIII Kal. Ian. d. Ven. luna XV («При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны»)
Часто датой Рождества выбиралось 6 января (шестой день года, так как Христос — это новый Адам, а Адам согласно ветхому завету был создан в 6-й день творения).
Формально решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Вселенском) церковном соборе в 431 году.
Большинство Церквей празднует Рождество Христово в ночь с 24 на 25 декабря.
Римско-католическая Церковь и большинство протестантских церквей — отмечают Рождество по григорианскому календарю. (25 декабря)
Некоторые православные — включая Константинопольскую (кроме Афона), Антиохийскую, Александрийскую, Кипрскую, Болгарскую, Румынскую и Греческую — отмечают Рождество по новоюлианскому календарю, который до 2800 года будет совпадать с григорианским.
Иерусалимская, Русская и Сербская Церкви, а также древневосточные и восточно-католические церкви отмечают Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, что в XX и XXI веках соответствует 7 января по григорианскому календарю.
В Армянской Церкви Рождество, как в древней Церкви, празднуется в один день с Крещением Господним — 6 января.
Свя́тки в православии — двенадцать праздничных дней между Рождеством (7 января) и Крещением (19 января).
В католическом христианстве святкам соответствуют двенадцать рождественских дней (англ. Twelve Days of Christmas), длящихся с полудня 25 декабря до утра 6 января.
Празднование Рождества продолжается восемь дней с 25 декабря по 1 января, образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря - Невинных Младенцев Вифлеемских (28 декабря). В воскресенье, выпадающее на один из 8 дней Октавы Рождества, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января)
Русские крестьяне на второй день Рождества Христова устраивали праздник для повивальных бабок («бабины» или «бабьи каши») на котором вспомналась Саломея-повитуха, не имевшая своего дня памяти в православном месяцеслове.
Обрезание Господне - 14 января у православных, 1 января у католиков
На восьмой день после cвоего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии.
В России дата Обрезания Господня широко известна в светском контексте как «Старый Новый год», так как до 1918 совпадала с началом нового года (так называемым гражданским новолетием).
Богоявленский сочельник - 18 января у православных, 5 января у католиков.
Сре́тение Госпо́дне (встреча) — один из двунадесятых праздников православной церкви, также празднуется католиками. Отмечается 2 февраля католиками (15 православными) - встреча в храме старца Симеона и младенца Иисуса, принесенного туда на сороковой день после рождения по закону Моисееву
календарь